Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"
info@interactive-plus.ru
+7 (8352) 222-490
2130122532
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
428000, Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, улица Гражданская, дом 75
+7 (8352) 222-490
RU
428000
Чувашская Республика
г.Чебоксары
ул.Гражданская, д.75
56.125001
47.208966

Sravnitel'no-istoricheskii podkhod v psikhologicheskikh issledovaniiakh poznavatel'nogo i lichnostnogo razvitiia detei

Proceeding
DOI: 10.21661/r-472502
Open Access
International Scientific and Practical Conference «A breakthrough in science: development strategies»
Creative commons logo
Published in:
International Scientific and Practical Conference «A breakthrough in science: development strategies»
Author:
Lubovskii D. V. 1
Work direction:
Психология
Rating:
Article accesses:
1631
Published in:
eLibrary.ru
1 FGBNU "Psikhologicheskii institut RAO"
For citation:
Lubovskii D. V. (2018). Sravnitel'no-istoricheskii podkhod v psikhologicheskikh issledovaniiakh poznavatel'nogo i lichnostnogo razvitiia detei. A breakthrough in science: development strategies, 135-142. Cheboksary: SCC "Interactive plus", LLC. https://doi.org/10.21661/r-472502

  • Metadata
  • Full text
  • Metrics

Abstract

В статье рассматриваются возникновение и современное состояние сравнительно-исторического подхода к изучению интеллектуального и личностного развития детей в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского и его научной школы. На примере исследований под руководством Б.Г. Мещерякова показаны возможности сравнительно-исторического подхода для уточнения закономерностей познавательного развития современных детей и подростков. Проанализированы методологические проблемы (выбор адекватной теоретико-методологической основы, междисциплинарность и др.) и основные направления сравнительно-исторических исследований личностного развития современных детей и подростков: изменения в развитии игры дошкольников (А.Д. Андреева, Е.О. Смирнова), особенности психологической готовности к школе 6–7-летних детей (М.С. Гринева, Н.И. Гуткина, К.Н. Поливанова и др.), динамики мотивов учения в младшем школьном возрасте (Т.В. Архиреева, Н.И. Гуткина, И.Ю. Кулагина и др.). Выявлены особенности развития личностной рефлексии современных подростков (А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых). Показано теоретическое и прикладное значение сравнительно-исторических исследований.

References

  1. 1. Андреева А.Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии / А.Д. Андреева. – М., 1989. – 20 с.
  2. 2. Андреева А.Д. Особенности психологического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях / А.Д. Андреева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2013–06%202/Andreeva.pdf
  3. 3. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11. – №2. – С. 38–47. – doi:10.17759/chp.2015110204
  4. 4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Л.И. Божович. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  5. 5. Бочавер А.А. Уличный досуг детей и подростков / А.А. Бочавер, А. Корзун, К.Н. Поливанова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – Т. 14. – №3. – С. 470–490.
  6. 6. Бочавер А.А. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории / А.А. Бочавер, А.В. Жилинская, К.Д. Хломов // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – №2. – С. 31–38. – doi: 10.17759/jmfp.2016050204
  7. 7. Гринева М.С. Внутренняя позиция школьника современного первоклассника (в условиях мегаполиса): Автореф. дис. … канд. психол. наук / М.С. Гринева. – М., 2011. – 24 с.
  8. 8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Комплекс-центр, 1993. – 176 с.
  9. 9. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы (лонгитюдинальное исследование) // Культурно-историческая психология. – 2007. – №2. – С. 62–74.
  10. 10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. – 2010. – №3. – С. 106–115.
  11. 11. Королева Д.О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – №2. – С. 55–61. – doi: 10.17759/jmfp.2016050207
  12. 12. Котляр И.А. Игра в детских садах Германии и России // Современная зарубежная психология / И.А. Котляр, Е.О. Смирнова. – 2016. – Т. 5. – №1. – С. 39–45. – doi:10.17759/jmfp.2016050105
  13. 13. Кулагина И.Ю.Развитие мотивации в младшем школьном возрасте / И.Ю. Кулагина, С.В. Гани // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – С. 102–109.
  14. 14. Мещеряков Б.Г. Параллелограмм развития памяти: не миф, но требует уточнения / Б.Г. Мещеряков, Е.В. Моисеенко, В.В. Конторина // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2008. – №1. – С. 1–15 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyanima.su/journal/2008/1/2008n1a3/2008n1a3.pdf (дата обращения: 25.11.2017).
  15. 15. Михальский А.В. Психология конструирования будущего / А.В. Михальский. – М.: МГППУ, 2014. – 192 с.
  16. 16. Поливанова К.Н. Изменение детства: проверка гипотезы // На пороге взросления: Сб. научных статей. – М.: МГППУ, 2011. – С. 48–60.
  17. 17. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – №2. – С. 5–10. – doi: 10.17759/jmfp.2016050201
  18. 18. Прихожан А.М. Подросток в учебнике и в жизни / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – М.: Знание, 1990. – 80 с.
  19. 19. Прихожан А.М. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // На пороге взросления: Сб. научных статей. – М.: МГППУ, 2011. – С. 14–22.
  20. 20. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2013. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtml (дата обращения: 28.11.2017).
  21. 21. Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм // Вопросы психологии. – 2009. – №2. – С. 35–45.

Comments(0)

When adding a comment stipulate:
  • the relevance of the published material;
  • general estimation (originality and relevance of the topic, completeness, depth, comprehensiveness of topic disclosure, consistency, coherence, evidence, structural ordering, nature and the accuracy of the examples, illustrative material, the credibility of the conclusions;
  • disadvantages, shortcomings;
  • questions and wishes to author.