Список публикаций по ключевому слову: «русский язык»


Филология и лингвистика

Дата публикации: 03.03.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Маклеева Елена Александровна , канд. филол. наук , ассистент кафедры
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» , Татарстан Респ

«Работа с личными именами на занятиях по русскому языку как иностранному (на материале рассказа В.Г. Лидина «Гнездо»)»

Скачать статью

В статье рассматривается роль анализа личных имён при работе с художественным текстом в иностранной аудитории. Актуальность темы обусловлена тем, что использование различных форм русского имени вызывает затруднения у иностранных обучающихся даже на продвинутом этапе обучения. На примере рассказа В.Г. Лидина «Гнездо» показано, как с помощью использования различных вариантов имени (полная форма, уменьшительная форма, уменьшительно-ласкательная форма) автор может передавать отношения между героями произведения и показывать изменение этих отношений.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 24.02.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Белоусова Светлана Николаевна , учитель
ГБОУ СОШ №2 им. В. Маскина , Самарская обл

«Изучение русского языка и литературы в поликультурной среде»

Скачать статью

В статье рассматриваются вопросы методики и технологии преподавания русского языка и литературы в поликультурной среде. Данные приемы важны в гармонизации межличностных отношений и межкультурных отношений в современном обществе. Также представлен опыт работы автора не только в обучении русскому языку и литературе учащихся разных национальностей, но и в работе классного руководителя.

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 14.02.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Мухаметянова Гульчехра Давроновна , учитель
МБОУ «СОШ п. Победа» , Татарстан Респ

«Развитие творческих способностей учащихся через разнообразные формы и методы на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

Статья посвящена вопросам развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. Описываются различные формы и методы, которые способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, формированию их креативного мышления и самостоятельности. Автором рассматриваются подходы, позволяющие создать атмосферу, способствующую творческому самовыражению школьников, и показано, как использование разнообразных методов может значительно повысить интерес к предмету и развить навыки анализа и критического мышления.

Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования

Дата публикации: 04.02.2025 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Иванова Кристина Робертовна , учитель
МБОУ «Турмышская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия

«Инновационные технологии как ресурс повышения качества образования на уроках русского языка»

Скачать статью

Статья рассматривает роль инновационных технологий в процессе обучения русскому языку, подчеркивая их значимость для повышения качества образования. Автор делятся опытом внедрения таких технологий, как мультимедийные ресурсы и интерактивные доски, в учебный процесс. В исследовании выделяются ключевые аспекты применения цифровых инструментов, которые способствуют активному вовлечению учащихся и индивидуализации обучения. Примеры, такие как использование платформы «Kahoot!» для викторин и организации виртуальных классов, демонстрируют, как технологии могут оживить уроки и улучшить взаимодействие между учениками и преподавателем. Автор обоснованно утверждает, что интеграция инновационных технологий не только делает обучение более интересным и доступным, но и развивает критическое мышление и самостоятельность учащихся. Заключение статьи акцентирует внимание на важности адаптации технологий к специфическим потребностям учеников и формирования благоприятной образовательной среды для их успешного обучения.

Педагогика

Дата публикации: 18.12.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Савин Константин Сергеевич , канд. экон. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» , Москва г

«Интеграция языковой и предметной подготовки при обучении экономике китайских студентов на начальном этапе изучения русского языка»

Скачать статью

В статье рассматриваются теоретические и методические аспекты интегрированного обучения китайских студентов экономическим дисциплинам на начальном этапе изучения русского языка. На основе анализа научно-методической литературы и практического опыта преподавания в Институте русского языка и культуры МГУ исследуются особенности организации учебного процесса с учетом лингвистических и культурологических факторов. Автором выявлены ключевые проблемы в освоении экономической терминологии и профессиональной коммуникации китайскими студентами. Предложены методические рекомендации по адаптации учебных материалов, разработке системы упражнений и организации контроля знаний с учетом когнитивных особенностей целевой аудитории.

Дата публикации: 16.12.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Кураксина Валерия Васильевна , учитель
МБОУ «СОШ №1» , Рязанская обл

«Разработка технологической карты урока»

Скачать статью

В статье рассматривается построение технологической карты урока. Автором представлены примеры заданий для плана урока.

Дата публикации: 12.12.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Мулюкова Альфия Шавкатовна , учитель
Мухутдинова Наиля Бариевна , учитель
Маннапова Земфира Равиловна , учитель
Алиуллова Резеда Рамилевна , учитель
МБОУ «Лицей №2» , Татарстан Респ

«Психологические и педагогические основы работы с одаренными детьми: из опыта работы»

Скачать статью

Статья посвящена актуальной проблеме работы с одаренными детьми. В статье представлены как давно известные, так и новые подходы в решении главных задач работы с одаренными детьми. Авторы рассматривают педагогическую и психологическую сущность одаренности детей школьного возраста, современное состояние обучения одаренных детей и концептуальные основы социально-педагогической поддержки одарённых детей, возможности образовательного учреждения в создании условий для развития и самореализации одаренного ребенка.

Дата публикации: 05.12.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Родюкова Елена Александровна , магистр , учитель
Флигинских Юлия Юрьевна , канд. филол. наук , учитель
МБОУ «Гимназия №22» , Белгородская обл

«Интерактивные упражнения и игры для повышения интереса к изучению русского языка»

Скачать статью

В статье рассматриваются интерактивные задания и игровые подходы как действенные средства повышения интереса школьников к изучению русского языка. Описываются преимущества применения таких технологий, включая активное вовлечение учащихся, развитие аналитического мышления и более эффективное запоминание информации. Авторами приводятся примеры упражнений, адаптированных для различных возрастных категорий: задания на орфографию и пунктуацию, игры с лексикой, грамматические квесты, а также работа с аудио- и видеоматериалами.

Современные технологии в образовании

Дата публикации: 26.11.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Васильева Светлана Степановна , учитель
МБОУ «СОШ №20» , Чувашская Республика - Чувашия

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

Статья рассматривает возможности и перспективы применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы в современной школе. Автором анализируются преимущества и недостатки использования ИКТ, а также предлагаются конкретные методические рекомендации по интеграции цифровых инструментов в образовательный процесс для повышения эффективности обучения и развития коммуникативных компетенций учащихся.

Педагогика

Дата публикации: 07.11.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Толченова Татьяна Анатольевна , учитель
МБОУ «СОШ №6» , Кемеровская обл

«Использование рабочей тетради для организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка посредством использования рабочей тетради Автором представлены примеры оформления заданий разных видов.

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 24.12.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Аксёнова Виктория Валерьевна , учитель
МБОУ «СОШ №46» , Белгородская обл

«Культура устной и письменно речи при изучении имени прилагательного»

Скачать статью

Статья посвящена вопросу развития навыков культуры устной и письменной речи школьников. Автором отмечено, что итогом работы над темой «Имя прилагательное» в начальной школе должно стать не только усвоение знаний об имени прилагательном как части речи, но и умение правильно использовать эту часть речи с точки зрения норм русского литературного языка.

Педагогика

Дата публикации: 03.09.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Родюкова Елена Александровна , магистр , учитель
МБОУ «Гимназия №22» , Белгородская обл
Пузанок Таисия Александровна , бакалавр , учитель
Мякшина Марина Владимировна , магистр , учитель
МБОУ ЦО №6 «Перспектива» , Белгородская обл

«Технологии развития критического мышления на уроках русского языка»

Скачать статью

Статья посвящена анализу и разработке методик активизации критического мышления на уроках русского языка в средней школе. Основное внимание уделяется применению различных технологических и интерактивных подходов, которые могут способствовать развитию аналитических способностей учащихся. В статье рассматриваются теоретические основы критического мышления.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 20.08.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Стасюк Оксана Валентиновна , почетный работник общего образования РФ , учитель
МБОУ «СШ №25» , Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО

«Использование системно-деятельностного подхода на примере урока русского языка»

Скачать статью

В статье представлен опыт работы по использованию системно-деятельностного подхода на примере урока русского языка в начальной школе при изучении темы «Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения». Системно-деятельностный подход – это подход, при котором в учебном процессе главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Филология и лингвистика

Дата публикации: 19.06.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Короткова Инна Петровна , канд. пед. наук , преподаватель
Шалаева Александра Алексеевна , студентка
ОЧУ ВО «Московская международная академия» , Москва г

«Особенности передачи англоязычных заимствований на русский язык»

Скачать статью

В статье освещаются особенности заимствования английских слов в русский язык на примере периодических изданий. Актуальность исследования обусловлена увеличением количества устоявшихся англицизмов в современном русском языке, а также существенными проблемами, с которыми сталкиваются на практике их употребления. В работе представлен краткий анализ исторического фона заимствований и их влияния на различные сферы жизни, а также классификация заимствованных слов по тематике и специфике.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 09.04.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Иевлева Валерия Александровна , студентка
Перова Светлана Вячеславовна , канд. филол. наук, доцент , преподаватель
Белорусский государственный университет , Беларусь

«К вопросу о номинациях верхней одежды в русском языке в XV-XXI вв»

Скачать статью

В статье предпринята попытка описать номинации верхней одежды русского языка в диахроническом аспекте. Определен состав лексики в пределах темы «Верхняя одежда» русского языка в период XV – XXI вв. Рассмотрено функционирование этих номинаций в современном языке. Выполнено исследование лингвистической и экстралингвистической сущности номинаций, установлено влияние национально-культурных, прагматических, исторических и других факторов на их возникновение.

Дата публикации: 13.05.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Хакунова Назрет Руслановна , учитель
МБОУ «Лицей №34» , Адыгея Респ

«Роль родного адыгейского языка в условиях формирования триязычия»

Скачать статью

Статья посвящена исследованию роли родного адыгейского языка в условиях формирования триязычия. Акцент делается на необходимость повышения статуса родного языка. В свою очередь, следует помнить, что процветание этноса и его культуры возможно лишь тогда, когда жив его родной язык, который представляет собой бесценное культурное сокровище каждого народа.

Дата публикации: 07.05.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Николаев Иван Игоревич , соискатель , студент
Короткова Инна Петровна , канд. пед. наук , преподаватель
ОЧУ ВО «Московская международная академия» , Москва г

«Особенности перевода патриотической рэп-композиции с помощью синтаксической матрицы»

Скачать статью

В статье производится анализ одного из примеров применения вспомогательной графической схемы, называемой «синтаксическая матрица», в переводе рэп-текста с патриотическим содержанием. Авторы статьи рассматривают влияние синтаксической матрицы на реконструкцию элементов ритмической системы в тексте перевода и передачу в нём посланий, заложенных автором оригинала. В качестве методов исследования используются общенаучные методы анализа и синтеза, а также метод параллельных текстов, семантический анализ и переводческий анализ текста. В результате проведенного исследования была выявлена возможность применения синтаксической матрицы к переводу рэп-композиций с возможностью высокоточной передачи семантических элементов и таких элементов ритмической системы, как порядок расположения ударных слогов, тип рифмовки, поэтический размер и количество слогов.

Система образования

Дата публикации: 17.01.2024 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Носкова Наталья Александровна , учитель
МБОУ «СОШ №6» , Кемеровская обл

«Словарная работа на уроках русского языка»

Скачать статью

В статье поднимается тема проведения словарной работы на уроке. Автором перечислены различные виды диктантов на запоминание и выработку правописания, представлена методика запоминания словарных слов.

Педагогика

Дата публикации: 11.09.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Атнагулова Алия Дамировна , преподаватель
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» , Башкортостан Респ

«Выработка орфографических навыков обучающихся на занятиях по русскому языку в деловой документации и культуре речи в рамках программ профессиональной подготовки»

Скачать статью

В статье речь идет о формировании орфографической грамотности слушателей на занятиях по русскому языку в деловой документации и культуре в рамках освоения ими основных программ профессиональной подготовки. Автор дает перечисление наиболее частых орфографических ошибок сотрудников органов внутренних дел и рекомендации по их предупреждению и исправлению.

Исследования в образовании и образовательные практики

Дата публикации: 14.12.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 4 (Всего: 1)
Лю Ян , канд. пед. наук , доцент
Цзянсуский педагогический университет , Китайская Народная Республика

«Лексика как система: основные подходы к её описанию в учебных целях»

Скачать статью

В статье рассматривается лингвокультурологический подход в обучении русскому языку. Автор акцентирует внимание на необходимости комбинации различных методов ее описания, что обусловлено объективными свойствами лексико-семантической системы языка.

Тема номера

Дата публикации: 16.08.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Хади Нахля Джавад , канд. филол. наук , доцент, преподаватель
Багдадский государственный университет , Ирак

«Семантика цветообозначения в названиях арабских и русских литературных произведений»

Скачать статью

В статье рассматриваются связи между культурными символическими значениями цвета и цветообозначениями в заглавиях арабских и русских литературных произведений. Автором анализируются закономерности функционирования цветообозначений в названиях этих литературных текстах и их роль в понимании идейного замысла данных произведений.

Педагогика

Дата публикации: 31.08.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Ахмерова Гульсина Раучатовна , учитель
МБОУ «СОШ №48 с УИОП» , Татарстан Респ

«Обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы»

Скачать статью

В статье рассматривается вопрос об использовании компьютерных технологий в образовании и благодаря им значительное упрощение жизни учителей. Автор описывает специальные программы для обучения, образовательное программное обеспечение и веб-сайты, которые помогают объединить базовые знания, расширить кругозор учащихся, способы использования программы PowerPoint для создания презентаций. Подчеркивается важность визуализации и использование мультимедийных презентаций для лучшего запоминания и понимания учебного материала.

Филология

Дата публикации: 29.08.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Джасим Муна Ареф , канд. филол. наук , преподаватель
Багдадский государственный университет , Ирак

«Словари лингвистических терминов и лингвистические энциклопедии»

Скачать статью

В статье рассматриваются вопросы лексикографии – раздела языкознания, который занимается теорией и практикой составления словарей. Первой важной проблемой науки автор считает необходимость собрать и проанализировать всю лексику языка, выявить и описать лексические единицы. Отмечается, что одной из функций лексикографии является составление словарей и что не вся лексика не может поместиться в одном словаре, поэтому автор описывает различные их типы.

Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)

Дата публикации: 13.06.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Магомедова Патимат Сайпилавовна , канд. филол. наук , учитель
МБОУ «СШ №7» , Ямало-Ненецкий АО

«Преподавание русского языка в классе с детьми-инофонами: основные проблемы и способы их преодоления»

Скачать статью

В статье речь идёт о том, что в связи с увеличением числа обучающихся, для которых русский язык является неродным, система российского школьного образования столкнулась с проблемой преподавания русского языка в полиэтнической среде. Возникает противоречие между требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы по русскому языку выпускником российской школы и реальным уровнем знания языка учащимися, для которых русский язык родным не является. В данной работе анализируются причины возникновения данной проблемы, пути и способы работы по ее преодолению на уроках русского языка.

Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 07.06.2023 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Аксёнова Виктория Валерьевна , учитель
МБОУ «СОШ №46» , Белгородская обл

«Имя прилагательное как часть речи и особенности его употребления»

Скачать статью

В статье рассматривается тема выявления особенностей совершенствования речевой культуры младших школьников при изучении имени прилагательного.