Список публикаций по ключевому слову: «история»
Исследования в образовании и образовательные практики
МБОУ «Туимская СШ №3» , Хакасия Респ
«Число как путеводитель в истории цивилизации»
Педагогика
Гузеева Юлия Владимировна , воспитатель
Рязанова Валентина Ивановна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №56 «Солнышко» , Белгородская обл
«Роль казаков-героев в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Статья подчеркивает важность знакомства ребенка с историей нашего края, национальными особенностями, с культурой казаков, именно тогда, когда закладываются основы нравственности, то есть в дошкольном возрасте. Авторами отмечено, что в процессе воспитания необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев – казаков, приемникам их традиций.
Экология
МБОУ «СОШ №1» , Сахалинская обл
«История бумажного завода в Углегорском районе Сахалинской области»
История и политология (археология, этнография, этнология и антропология, историография и др.)
Гречко Георгий Кобович , студент
Крылова Виктория Леонидовна , студентка
Панарина Елена Владимировна , д-р ист. наук , профессор
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край
«К вопросу о методах князя П.Д. Цицианова на должности главнокомандующего Грузией»

В статье изучается история вхождения Грузинского царства в состав Российской империи и роль в данном процессе князя Павла Дмитриевича Цицианова, как одной из ключевых фигур в процессе реализации указа Александра I «Об управлении Грузией» 1801 года. Авторами отмечено, что Павел Дмитриевич являет собой личный пример героизма в истории России, он проявлял невероятные умения и навыки в военном деле, смог управлять Грузией и контролировать горское население, способствуя распространения на них российского подданства, а также верой и правдой служил своему Отечеству. Актуальность заключается в рамках современной геополитической ситуации и сложившихся отношений между Россией и Грузией.
Экономика
Институт общественных наук и международных отношений ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» , Севастополь г
«Опасность подрыва цивилизационных основ современного общества: методологический анализ»

Статья посвящена вопросу цивилизационных основ современного общества. Автором отмечено, что методология исследования всегда является производной от укоренившихся этнических стереотипов, от избранной этносом психологической доминанты поведения, индивидуалистического этнического стереотипа, или, наоборот – общинного, коллективистского поведения, нацеленного на достижение общего блага, на участие в общем деле.
Социальные процессы и образование
МБОУ «ЦСОШ №1 им. М.В. Силантьева» , Чувашская Республика - Чувашия
«Патриотизм у младших школьников: основы и перспективы воспитания»

Статья посвящена воспитанию младших школьников, акцентируя внимание на его роли в формировании активной гражданской позиции у подрастающего поколения. В работе рассматриваются основы патриотизма, такие как уважение к истории и культуре страны, а также готовность защищать её интересы. Автором рассмотрены различные методы и формы патриотического воспитания в образовательных учреждениях: изучение истории, вовлечение в общественную деятельность и распространение социальных практик, способствующих развитию чувства гордости за свою страну и её культурное наследие. Результаты исследования подчеркивают важность комплексного подхода к патриотическому воспитанию, необходимого для достижения значимых изменений в сознании школьников и формирования гражданина нашей страны.
Исследования в образовании и образовательные практики
МБОУ «ЦСОШ №1 им. М.В. Силантьева» , Чувашская Республика - Чувашия
«Патриотизм через любовь к своей семье, к своему городу и к Родине»

В статье рассматривается патриотическое воспитание как ключевой процесс формирования гражданского самосознания и ответственности у школьников через семейные традиции и любви к Родине. Автор акцентирует внимание на важности создания устойчивых основ патриотизма, подчеркивая необходимость уважения к истории и достижениям предков, в условиях постоянных изменений. Исследование включает анализ роли семейных традиций и школьного образования в развитии уважительного отношения к памятникам, монументам и музеям, которые символизируют память о героях, что способствует формированию исторического сознания у подрастающего поколения. Результаты показывают, что активное участие родителей и учителей в патриотическом воспитании способствует развитию у детей чувства сопричастности к истории своей страны, гордости за достижения предков и уважения к культурному наследию. В заключение, автор подчеркивает, что патриотизм – это не просто эмоциональная привязанность, а активная позиция, которая требует действий, что в конечном итоге формирует ответственного маленького гражданина.
История и политология
ГАПОУ «Казанский нефтехимический колледж им. В.П. Лушникова» , Татарстан Респ
«Историческое развитие нефтехимической промышленности России и экологические проблемы»

В статье рассматривается история нефтехимической промышленности России, влияние отрасли на социально-экономическое развитие страны. Особенность работы заключается в рассмотрении экологических проблем, связанных с ростом нефтехимической отрасли, способов их решения. Отмечена значимость перехода на безопасные и экологически чистые методы производства.
ФГКОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны Российской Федерации , Москва г
«Ольгинские детские приюты трудолюбия как специальная форма устройства и приучения к труду детей-сирот, оставшихся без надзора и пристанища»

В работе рассматриваются Ольгинские детские приюты трудолюбия в губернских и областных городах, а также в уездных городах и селах Российской империи на рубеже XIX – ХХ вв., которые занимали особое место в системе детского призрения и приучения к труду. Ольгинские детские приюты трудолюбия были самым малочисленным и недолго существующим типом детских учреждений для детей-сирот, оставшихся без призора и пристанища. Актуальность темы связана с усиливающимся интересом исследователей к истории детского призрения и поиском действенного и успешного исторического опыта в сфере организации и функционирования в условиях государственных учреждений.
Педагогика
Павозкова Ольга Евгеньевна , канд. пед. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» , Архангельская обл
«Развитие частного образования в России в досоветский период»
Гузеева Юлия Владимировна , воспитатель
Рязанова Валентина Ивановна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №56 «Солнышко» , Белгородская обл
«Формирование основ духовно-нравственной личности ребёнка, приобщение к культурным традициям, историческому и культурному наследию Белгородского казачества с детьми старшего дошкольного возраста»

Статья посвящена вопросу важности знакомства ребенка с историей родного края, национальными особенностями, с культурой казаков, именно тогда, когда закладываются основы нравственности, то есть в дошкольном возрасте. Авторами отмечено, что в процессе воспитания необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев – казаков, приемникам их традиций.
Авторская монография
НПФ «Эверест» , Санкт-Петербург г
«Легендарный Кузнецов (загадки и тайны жизни и смерти). Часть II»

В книге рассмотрены вопросы, связанные с переводом Николая Ивановича Кузнецова из Свердловска в Москву и его работой в агентурной сети Центра. Приведены ранее не известные данные о деятельности легендарного разведчика в период с 1939 по 1942 год. Данное издание будет интересно тем, кто интересуется историей советской разведки.
Педагогика
Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова (филиал) ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова» , Ростовская обл
«К вопросу о роли и методах преподавания учебного предмета черчение в системе современного профессионального образования»

Предмет статьи – особенности преподавания учебного предмета черчения, вытекающие из требований к наличному составу компетенций современного специалиста и уровням их развития. Дан краткий экскурс в историю становления учебного предмета в России. Названы основные противоречия, обусловившие сокращение и упразднение учебной дисциплины. Заостряется внимание на значении предмета в развитии теоретического мышления, пространственного воображения, навыков графической грамотности, которые являются базовыми при подготовке кадров технических специальностей. Дается теоретическое обоснование необходимых условий и способов управления развитием и воспитанием обучающихся в процессе их учебной чертежно-графической деятельности. Приведен пример совершенствования организации и методов преподавания учебной дисциплины в условиях конкретного колледжа, которые можно рассматривать как первый шаг на пути оптимизации преподавания учебного предмета «черчение» в системе современного профессионального образования.
История и политология
ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» , Чувашская Республика - Чувашия
«Трансформация структуры Министерства сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики в конце XX столетия»

Создание в 1991 г. Российской Федерации в качестве самостоятельного и суверенного государства привело к возникновению новых условий для определения административно-территориального деления страны и управленческой системы. Чувашия стала одним из национально-государственных субъектов РФ. В 1993 г. состоялись выборы первого президента Чувашской Республики, в соответствии с которыми она становится президентской республикой. Вслед за этим в 1994 г. было создано Министерство сельского хозяйства и продовольствия ЧР, которое являлось республиканским органом исполнительной власти, выполнявшим полномочия государственного управления агропромышленного комплекса Чувашии. В статье прослежены изменения структуры и деятельности данного органа управления. В частности, отмечено, что 1990-е гг. стали временем больших перемен как в стране в целом, так и конкретно в ЧР, поэтому аграрным органам управления приходилось искать наиболее результативные решения по выстраиванию слаженной работы сельхозпредприятий Чувашии. Особо сложно это было сделать в период перехода к рыночным отношениям, повлекшим за собой закрытие и упадок деятельности колхозов и фермерских хозяйств.
Педагогика
Мигушина Ольга Адольфовна , методист
МБУДО «Белгородский Дворец детского творчества» , Белгородская обл
«Конспект занятия по внеурочной деятельности «Кукла нашего времени» для детей среднего и старшего школьного возраста»

Сценарий занятия, представленный в статье, поможет педагогу привлечь внимание детей к необходимости заниматься декоративно-прикладным творчеством, так как это способствует развитию творческих навыков вкуса эстетического восприятия окружающего мира, расширяет кругозор. В занятие включены игровые, театрализованные элементы, чтобы привлечь школьников к чтению книг.
Юриспруденция
ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина» , Москва г
«История государства и права как основа формирования устойчивого и справедливого будущего»

Знание современного действующего права и функционирования современных государственных правовых систем невозможно без знания истории их становления и функционирования. История государства и права позволяет проследить эволюцию норм и принципов права. Знание истории законодательства помогает понять, как формировались и изменялись нормы права в различные исторические периоды. Сравнительно-правовой анализ исторического развития права позволяет оценить развитие и эффективность современных правовых систем, выявить его влияние на современное правопонимание и правовую культуру.
Авторская монография
,
«Слово и дело русской демократии. Осмысление социально-исторического опыта»

В монографии рассматривается период истории России с создания первых славянских общин и до конца XX века. Объектом научного исследования автора стали социальные и политические аспекты развития российского государства. В ходе исследования поставлена проблема специфического развития основной парадигмы российского государства – её самостоятельная роль в ходе развития исторического процесса по отношению к российскому обществу. Автором показана особенность влияния азиатских форм политического и социального процесса на становление и развитие российского государства. Содержание монографии рассчитано на преподавателей, профессиональных историков, всех интересующихся проблемами отечественной истории.
Современные технологии в образовании
МОУ «Средняя школа №1» , Тульская обл
«Оптимизация патриотического воспитания в структуре школьного цикла истории посредством внедрения современных визуальных методов обучения»

В статье дана попытка охарактеризовать основные перспективы применения визуальных методов обучения по достижению планомерного образовательного и воспитательного потенциала школьного курса истории. Содержание работы оформлено по личному педагогическому опыту визуализации учебного материала посредством интерпретации школьного учебного конспекта в формат его наглядной воплощения.
Филология и лингвистика (русская литература, фольклористика, журналистика, языкознание, прикладная лингвистика и др)
Перова Светлана Вячеславовна , канд. филол. наук, доцент , преподаватель
Белорусский государственный университет , Беларусь
«К вопросу о номинациях верхней одежды в русском языке в XV-XXI вв»

В статье предпринята попытка описать номинации верхней одежды русского языка в диахроническом аспекте. Определен состав лексики в пределах темы «Верхняя одежда» русского языка в период XV – XXI вв. Рассмотрено функционирование этих номинаций в современном языке. Выполнено исследование лингвистической и экстралингвистической сущности номинаций, установлено влияние национально-культурных, прагматических, исторических и других факторов на их возникновение.
Педагогика
ГБДОУ «Д/С №56» , Санкт-Петербург г
«Значение игр-путешествий в формировании представлений о Санкт-Петербурге у детей подготовительной к школе группе»

В статье рассматривается необходимый и значимый компонент содержания региональной системы образования – изучение истории и культуры Санкт-Петербурга. Как утверждает автор, центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, к Родине. Накапливаемый при этом опыт включает как познание той или иной области действительности, так и взаимоотношения к ней, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия. В этой связи развитие дошкольников в ходе знакомства с родным городом возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Психология
Шкрябко Ирина Павловна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» , Краснодарский край
«Развитие категории бессознательного в истории психологии»

Статья посвящена исследованию развития категории бессознательного в истории психологии. В ней рассматривается эволюция понимания бессознательного от древних учений до современных теорий. Авторы анализируют работы выдающихся психологов и философов, таких как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, освещают различные подходы к изучению и интерпретации бессознательного. Статья также рассматривает влияние категории бессознательного на развитие психологической науки и практики, а также ее значение для современного общества. Описывается вклад известных российских ученых, таких как Иван Петрович Павлов, Лурия, Леонтьев, Запорожец, Рубинштейн, в изучение этой концепции. Отмечается их влияние на развитие психологии и понимание скрытых мотивов и конфликтов, существующих на бессознательном уровне психики. Также рассматривается влияние нейропсихологии и исследований в области психосоматики на понимание механизмов бессознательного взаимодействия между психикой и физиологией человека.
Педагогика
Львова Ирина Алексеевна , воспитатель
МАОУ «Большеяниковская СОШ» , Чувашская Республика - Чувашия
«Конспект по познавательному развитию старшей группы «Трудовые подвиги военных лет»»
Филология и лингвистика
МБОУ «Лицей №34» , Московская обл
«Некоторые аспекты творчества Юлиана Семенова»
Современные технологии в образовании
Гузеева Юлия Владимировна , воспитатель
Рязанова Валентина Ивановна , воспитатель
МБДОУ «Д/С №56 «Солнышко» , Белгородская обл
«Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через изучение культуры казачества»
Исследования в образовании и образовательные практики
МАОУ «СОШ №3» , Чувашская Республика - Чувашия
«Преподавание истории есть дело государственное»

В статье раскрывается тема содержания современного исторического образования. В работе акцентируется внимание на влиянии истории на воспитание ребенка. Автор приходит к следующему выводу: обучение истории должно формировать гражданственность, понимание ценности свободы, непримиримое отношение к угнетению.